Советы логопеда

Уважаемые родители!

В период самоизоляции воспользуйтесь советами логопеда. Для подробного ознакомления нажмите на любую заинтересовавшую вас  ссылку ниже.

Дифференциация звуков с-ш

«Мойдодыр» веселая артикуляционная гимнастика

Артикуляционная_гимнастика

Чистоговорки

Говорите с детьми

Рекомендации логопеда для родителей детей дошкольного возраста 

Логопедическая сказка

Скороговорки

Анкета речевого развития

Артикуляционная гимнастика

Роль семьи в развитии речи ребенка

Дифференциация звуков «Б» и «П»

 

1

Посмотри-ка, папочка,

Как порхает бабочка!

2

Шалуны и паиньки!

Все — в постель! И — баиньки!

3

Подари мне, Прошечка,

С бриллиантом брошечку!

4

Я — красавица блоха.

Детки, разве я плоха?

5

На берёзе — почки,

Под берёзой — бочки!

6

Имеет зритель право

Кричать артисту: «Браво!»

7

— Меня, Бурёнка, не бодай!

— Не бу-уду! Сена мне подай!

8

У забора — башня,

За забором — пашня!

9

Рыбка хвостиком плеснула

И на солнышке блеснула!

 

10

Был я дождиком полит…

Горлышко теперь болит…

11

Хотели банку выбросить —

Сумел я банку выпросить!

12

Спросить бы мне прабабушку

Про папу и про бабушку!

13

ДразнятПопугая Бобу:

— Попугай!Бобы попробуй!

14

На бок на правый повернись,

И — баю-бай!

Поспи, Борис!

15

Побрился папа Боря и обулся,

И на работу быстро побежал…

К приборам папа Боря прикоснулся,

По-братски руку роботу пожал!

16

Помыты были б руки —

Не пачкали бы брюки!

 

 

 

 

 

Дифференциация звуков «Д» и «Т»

 

1

Идите по дорожке —

Дойдёте до сторожки!

2

Нет скамейки… На доске

Я опять сижу в тоске!..

3

Проводила Тома

Дашеньку до дома!

4

Выйдет из сынишки толк:

Понял сын, что значит долг!

5

Перед тем, как печь топить,
Надо нам чаёк допить!

6

От мандарина только

Одна осталась долька!..

7

Ветку я согнул дугой —

Сделал лук себе тугой!

8

В гости ждём ещё двоих

Одноклассников твоих!

9

Скоро бал начнётся там —

Будет много пышных дам!..

10

Напишут письма дочки,

В конце поставят точки!

11

Мама рукава мне закатала,

А потом загадку загадала!

 

12

Люди едут кто куда –

Кто оттуда, кто туда…

Вот доедут — и тогда

Опустеют поезда…

13

Уронили мы в кадушку

Ниток шёлковых катушку!

14

Снова я приехал в Тверь…

Открывай, сестрёнка, дверь!

Всё как прежде здесь!.. И даже

На стене картина та же!..

15

Ты, индюк,

Такой надутый!..

Стыдно так,

Имей в виду ты!

16

Медвежата Джон и Тедди!

Подождите, доктор едет!

Едет доктор бородатый

На медведе к медвежатам!

17

Вот досада так досада:

Не растёт в саду рассада!

18

Тихо ходит какаду,

Пьёт какао на ходу!

 

 

Артикуляционная гимнастика «Заяц-огородник»

 

Автоматизация звуков

Артикуляционная гимнастика

    

 

Советы логопеда

 

Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком, страдающим речевой патологией,  это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Ребёнок сам выполняет приёмы самомассажа, которые показывает ему взрослый.

Целью логопедического самомассажа является стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализация мышечного тонуса данных мышц.

 Использование самомассажа полезно по нескольким причинам:

  • Можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно.
  • Можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях дошкольного учреждения.
  • Можно использовать без специального медицинского образования.

Правила:

  • Длительность одного сеанса может составлять 5-10 минут.
  • Каждое движение в среднем выполняется 4-6 раз.
  • В один сеанс может быть включено лишь несколько приёмов, которые могут варьироваться в течение дня.
  • Перед проведением самомассажа ребёнок должен быть тщательно умыт.
  • Все материалы должны быть строго индивидуальны, лучше одноразовые и после занятия утилизироваться.

Обучая детей самомассажу, взрослый (учитель-логопед, воспитатель, родитель) показывает каждый приём на себе и комментирует его. Дети выполняют массажный приём самостоятельно, вначале при наличии зрительного контроля, а затем и без него. Когда приёмы будут освоены детьми, возможно проведение движений под стихотворный текст или тихую музыку. Процедура самомассажа проводится в игровой форме.

Виды и приемы самомассажа.

  1. Общий самомассаж мышц головы, шеи, туловища.
  2. Самомассаж пальцев рук.

Проекция руки в головном мозге составляет одну треть, поэтому систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

Упражнения на развитие тактильной чувствительности пальцев рук рефлекторно улучшают тактильную чувствительность артикуляционного аппарата – это сухие бассейны, мячики-ёжики, горошины, сорока-ворона…

Упражнения, развивающие взаимодействие между полушариями мозга: «Ладонь – кулак», «Поочерёдное соединение всех пальцев», «Ножки».

Массаж указательных пальцев – активизация речевых зон.

Мизинец левой руки – прямой массаж сердца, укрепление сердечной мускулатуры.

  1. Самомассаж мышц лица (щёк, губ), укрепляем мышцы щёк, губ, круговую мышцу рта.  При повышенном тонусе мышц – спастическая форма дизартрии, язык напряжён, оттянут кзади, спинка языка изогнута, кончик языка не выражен, губы плотно сомкнуты, напряжены, активные движения языка и губ затруднены,  то при массировании  мышц щёк рефлекторно расслабляются мышцы языка.

При «щечном» произношении шипящих (раздувание щёк), при вялости мышц щёк производится массаж на их укрепление  (погладить ладонями щёки сверху вниз, с некоторым усилием потереть щёки круговыми движениями, слегка пощипать щёки, пальцевой душ,погладить ладонями щёки в направлении сверху вниз.

Артикуляционные упражнения – как приёмы самомассажа:

Толстячок – худышка,Шарики – гоняем воздух из одной щеки в другую,Футбол – плюс выполняем движения языком вверх-вниз,Хлопушка – надуваем щёки воздухом и слегка ударяем по ним кулаками – воздух с шумом вырывается наружу.

Самовар – сжать губы, надуть щёки. Затем выпустить воздух через губы, произнося звук «П».

Рыбка – несколько раз подряд широко открывать, а затем быстро закрывать рот, надувая щёки. В результате будут слышны тихие хлопки, издаваемые запираемым во рту воздухом.

Упражнения для укрепления губ:

Смешная песенка – указательным пальцем перебирать по губам, произнося приэтом звук, похожий на «Б-Б-Б….»

Индейцы – широко открываем рот, произносим звук «А» и одновременно похлопываем ладонью по рту, то открывая, то прикрывая его.

Помада – обводим губы указательным пальцем: первое – рот широко открыт, как при произнесении звука «А», второе – губы вытянуты вперёд трубочкой, как при произнесении звука «У»,третье – губы в улыбке, как при произнесении звука «И»

Кисточка – проводим кисточкой с мягким ворсом по губам малыша.

Расчёска – слегка прикусываем нижнюю губу и несколько раз скоблим её верхними зубами, как бы причёсывая. Затем прикусываем верхнюю губу и поскоблим её нижними зубами.

Прятки – втягиваем губы так, что с наружи они становятся не видны, а затем выпускаем их, можно несколько раз провести языком по губам, когда они спрятаны. Это упражнение поможет девочкам сохранить естественный цвет губ, а мамам – предотвратить появление морщин на верхней губе и второго подбородка.

Проговаривание слогов  – амма, абба,  аппа…

Скороговорка  – От топота копыт пыль по полю летит …

Упражнение с пуговицей – 2 пуговицы размером 25-30 мм. Соединить  шнуром и расположить на расстоянии  15-18 см. Одну пуговицу ребёнок  захватывает  губами, другую берёт правой рукой, натягивает шнур 2-3 раза в день по 10 раз.

Самомассаж мышц языка.

При нарушении звукопроизношения производится массаж на укрепление мышц языка. Массаж языка выполняется не более чем 1-1,5 минуты 3-4 раза в день. Будьте внимательны – синюшный цвет кончика языка говорит о сердечной недостаточности, а усиленный массаж спинки языка может привести к гастриту.

Простой приём самомассажа: Покусали кончик языка, покусали спинку языка, жуём как жвачку один бочок язычка, затем другой бочок.

Упражнения по картотеке – язычок погладим ласково губами, а затем похлопаем бережно губами, язычок погладим ласково зубами, а затем похлопаем бережно зубами …

Массаж трубочками для коктейля (зубной щёткой)

Массаж горошинами – переворачивать во рту фасоль, горох… рекомендуется при малоподвижном, паретичном (вялом)  языке.

Перекатывать во рту виноградинку, стараться не раздавить её.

Облизывать ложку, начиная с большой (работает вся поверхность языка), затем уменьшая её размер до десертной (тонкие дифференцированные движения языка).

Массаж грушей, используется для массажирования языка (особенно когда ребёнок смягчает согласные и для профилактики инфантильного глотания, т.е. активизация движений жевательных мышц и стимуляция кинестетических ощущений, идущих от мышц полости рта).  Используем детскую спринцовку № 1. Сложить её в два раза, обмакнуть сложенную часть в сладкий сироп, вложить в рот ребёнка так, чтобы кончик остался с наружи. Предложить пожевать на большой амплитуде.  Усложнение  – спринцовку сложить в четыре раза.

Вывод:

Использование приёмов самомассажа при коррекции звукопроизношения, помогает заинтересовывает детей, так как проводится в игровой форме, подготавливает речевой аппарат малыша и развивает речь.

Самомассаж  может проводиться детьми после утренней гимнастики, занятия по релаксации, дневного сна. Процедура самомассажа проводится по схеме: массаж головы, мимических мышц лица, губ, языка. Во время выполнения движений у ребёнка не должно быть ощущений дискомфорта, напротив, все движения самомассажа должны приносить ребёнку удовольствие.

 Использованная литература:

  • Е.А. Дьякова «Логопедический массаж» –  М.: Издат. центр «Академия», 2005 г.
  • Картушина М. Ю. «Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие» – М.: ТЦ Сфера, 2003 г.
  • Е.Н. Краузе «Логопедия. Логопедические занятия с детьми раннего и младшего возраста» –  СПб.: КОРОНА принт;  М.: Бином Пресс, 2005 г.
  • О.А Новиковская «Весёлая зарядка для язычка» –  М.: АСТ, СПб.: Сова, 2010 г.
  • Поваляева М. А. «Полный справочник. Настольная книга логопеда» – М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010 г.

Материал подготовила учитель-логопед Светлана Владимировна 20.06.2019

 

Самомассаж  консультация от 20.06.2019

Информация для зачисления ребенка на логопункт в 2019-2020г